С каждым годом боулинг становится всё более популярным развлечением. Но это ведь не просто развлечение - это вид спорта со своими правилами, которые в силу повальной компьютеризации известны немногим любителям. Впрочем их несложно выучить :writing:

Правила боулинга.
Данные правила приняты Всеукраинской Федерацией спортивного (десятикегельного) боулинга (ВФСБ).

101. Игра - определение
Игра в боулинг по системе 10 кеглей состоит из 10 фреймов. В каждом из первых 9 фреймов игрок совершает 2 броска (если не сбит "страйк"). В 10-ом фрейме игрок совершает 3 броска, если сбит "Страйк" или "Спэа". При обычной игре каждый фрейм должен быть завершен каждым игроком.

Примечание: В формате командной игры по системе Бейкер игроки по очереди играют по одному фрейму до тех пор, пока не будут сыграны 10 фреймов.

На официальных турнирах, санкционированных ВФСБ, разрешено использование автоматической системы подсчета очков. Данная система обеспечивает ведение счета по фреймам в соответствии с правилами игры и подсчета очков

Легальным считается бросок, если шар отпущен игроком и пересек фол-линию в направлении игровой зоны. Каждый бросок засчитывается, за исключением случаев, когда объявляется "мертвый" шар. Бросок должен производиться только с помощью рук. Не допускается использование каких-либо приспособлений внутри шара или на его поверхности (накладок, движущихся частей), влияющих на бросок.

102 Игра - правила подсчета очков
За исключением случаев, когда засчитывается падение всех кегель, число кегель, сбитых при первом броске шара игроком, отмечается в малом квадрате в левом верхнем углу фрейма, а число кегель, сбитых при втором броске шара игроком отмечается в верхнем правом углу. Если ни одна из стоящих кегель не сбита при втором броске в одном фрейме, на поле подсчета очков ставится прочерк (-). Счет за два броска шара в одном фрейме записывается сразу же.

103 Сбивание всех кегель
Сбивание всех кегель ("Страйк") засчитывается, когда при первом броске шара в первом фрейме сбиваются все установленные кегли. Это отмечается знаком (Х) в малом квадрате в верхнем левом углу фрейма в том месте, где это было сделано. Число очков в одном фрейме для одного страйка равно 10 плюс число сбитых игроком кегель при следующих двух бросках шара.

104 Два последовательных Страйка
Два последовательных Страйка называются "дублем". Число очков для первого Страйка равно 20 в сумме с числом кегель, сбитых при первом броске шара после второго Страйка.

105 Три последовательных Страйка
Три последовательных Страйка называются "тройкой". Число очков для первого Страйка равно 30. Для того, чтобы набрать максимальное число очков за сбитые кегли (300), игрок должен сбить все кегли в 12 последовательных бросках шара.

106 Спэа
Спэа засчитывается, когда кегли, которые остаются стоять после первого броска, сбиваются при втором броске шара в данном фрейме. Этот бросок отмечается знаком "/" в небольшом квадрате в верхнем правом углу фрейма. Счет очков для "Спэа" - 10 плюс число кегель, сбитых игроком при следующем броске шара.

107 Ошибка
Ошибка засчитывается в случае, если игроку не удалось сбить все 10 кегель после двух бросков в одном фрейме за исключением тех случаев, когда после первого броска остается Сплит.

108 Сплит
Сплитом считается группа кеглей, оставшаяся после первого броска, при этом головная кегля (1-ая) сбита:
По крайней мере, одна кегля сбита между двумя или более стоящими кеглями, например: 7-9 или 3-10.
По крайней мере, одна кегля сбита перед двумя или более стоящими кеглями, например: 5-6.

Примечание: Сплит обозначается "О".

109 Стиль игры
Игра проходит на двух соседних дорожках. Игроки, соревнующиеся в командном зачете, "двойках", "тройках" или личном зачете должны играть последовательно один фрейм на одной дорожке, следующий фрейм на другой дорожке, пока не будут сыграны по 5 фреймов на каждой дорожке.

Примечание: В формате командной игры по системе Бейкер, а также в соревнованиях "двоек" и "троек" игроки чередуются последовательно и в строго установленном порядке после каждого фрейма до тех пор, пока не будут сыграны 10 фреймов игры. Команды переходят на другую пару дорожек после 10 фреймов.

110 Очередность игры
На паре дорожек могут играть один или несколько игроков. С момента начала блока игр изменения в порядке игроков недопустимы.

111 Прерванная игра
Официальные лица соревнования вправе перенести игру или серию игр с одной пары дорожек на другую в случае поломки оборудования, если это может стать причиной задержки в ходе игры.

112 Правильно сбитые кегли
Кегли считаются сбитыми, если:
Кегли упали на площадку для кеглей и были сбиты шаром или другой кеглей.
Кегли упали на площадку и были сбиты кеглей, отскочившей от боковой перегородки или задней подушки.
Кегли упали на площадку для кеглей и были сбиты кеглей, отскочившей от "свипа", когда он не движется перед тем, как убрать сбитые кегли с площадки.
Кегли, которые наклоняются и соприкасаются с боковой перегородкой или задней стенкой. Во всех этих случаях кегли называются "dead wood" и должны убираться перед следующей подачей.

113 Неправильно сбитые кегли
В следующих случаях бросок засчитывается, а сбитые кегли не засчитываются, и, соответственно, очки не добавляются:
Шар покидает дорожку, не достигнув кеглей.
Шар отскакивает от задней подушки.
Кегля отскакивает после контакта с туловищем, руками или ногами человека, который восстанавливает кегли.
Кегля соприкасается с механическим оборудованием для установки кеглей.
Кеглю столкнули во время уборки сбитых кеглей.
Кеглю столкнул человек, убирающий сбитые кегли.
Игрок делает "foul".
Бросок шара осуществляется, когда на дорожке или в желобе находятся лежащие кегли и шар соударяется с ними до момента выхода за поверхность дорожки.

Если происходит неправомочное сбивание кегель и игрок имеет право на дополнительный бросок шара в данном фрейме, то одна или несколько кегель, которые были сбиты неправомочно, должны быть установлены на том месте, где они были изначально.

114 Неправильная установка кегель
Если после броска сразу же обнаруживается, что одна или больше кегель неправильно установлены, однако недостающих кегель нет, то такой бросок и полученные очки засчитываются. Обязанностью каждого игрока является проверка правильности установки кегель. Игрок может потребовать, чтобы неправильно установленные одна или более кегель были перемещены перед броском, в противном случае, установка считается правильной.

Если после броска остались кегли, то уже нельзя сделать перестановку. Это означает, что кегли, смещенные механической машиной, установщиком кегель, остаются в этой смещенной позиции и не могут поправляться рукой.

115 Отскакивание кегель
Если кегли отскакивают и продолжают стоять на дорожке, то такие кегли считаются несбитыми.

116 Сбитые кегли
Только те кегли, которые упали или были полностью смещены с игрового поля дорожки в результате правильного броска, будут засчитаны.

117 Замена кегель
Если какая-либо кегля была повреждена или сильно испорчена во время игры, то она сразу же заменяется другой кеглей, равной по весу и соответствующей настоящему набору кеглей. Судья соревнований определяет, есть ли необходимость в замене кегли.

118 "Мертвый" шар
Шар считается мертвым, если:
После броска (или перед следующим броском на той же самой дорожке) обнаруживается, что недостает одной или более кегель.
Человек-установщик кегель что-либо делает со стоящими кеглями перед тем, как шар достигает кегли.
Человек-установщик кегель что-либо делает или перемещает упавшие кегли перед тем, как они перестают катиться.
Игрок играет не на своей дорожке или вне очереди, или по одному игроку из каждой команды, играющих на паре дорожек, кидает шар не на своей дорожке.
Игрока отвлек другой игрок, зритель, движущийся предмет или установщик кегель в тот момент, когда осуществлялась подача шара и перед завершением броска. В таком случае игрок имеет право выбора: засчитать результат этого броска или объявить шар "мертвым".
Кегля перемещена или упала в тот момент, когда осуществлялся бросок, но перед тем, как шар достигает кеглей.
Брошенный шар встречает препятствия на своем пути. Когда шар объявляется "мертвым", то бросок не засчитывается. Кегли должны быть поставлены на свои места, и игроку дается право возобновить бросок.

119 Боулинг на неправильной дорожке
Как указано в правиле 118, если шар объявляется "мертвым", игрок или игроки возобновляют бросок на правильной дорожке, когда:

Один игрок бросает шар на неправильной дорожке.

По одному игроку из каждой команды, играющих на паре дорожек, сделали бросок на неправильной дорожке:

если больше одного игрока из одной команды играют на неправильной дорожке по очереди, то такой фрейм будет завершен без изменений; следующий фрейм должен играться на правильной дорожке;

в одиночных соревнованиях, когда игрок играет по два фрейма за раз, когда наступает его очередь, а другой игрок играет на неправильных дорожках, то в таком случае шар объявляется "мертвым", а игрок должен возобновить бросок на правильных дорожках, в случае, если ошибка обнаружена перед тем, как его противник сделал бросок. В противном случае, счет остается без изменений, включая последующие фреймы, которые уже игрались на правильных дорожках.

120 Определение "фола" (заступа)
Нарушение правил происходит в том случае, если игрок переступает штрафную линию, соприкасается с различными частями дорожки, оборудования или конструкций (строений) во время или после броска.

Шар считается находящимся в игре после броска до того момента, пока этот же или другой игрок не выйдет на подход, чтобы сделать следующую подачу.

121 Преднамеренное нарушение правил
Если игрок преднамеренно нарушает правила (совершает заступ) в своих интересах, то очки, полученные за этот бросок, ему не засчитываются, и в этом фрейме бросок ему больше делать не разрешается.

122 Нарушение правил засчитывается при подаче шара
При заступе бросок засчитывается, а кегли, которые были сбиты при этом броске, не засчитываются. Кегли, сбитые при заступе, устанавливаются на свои места, если игроку, нарушившему правила, дается возможность сделать дополнительные броски в этом фрейме.

123 Детектор нарушения правил (заступа)
Организаторы соревнования должны использовать автоматическое приспособление - детектор (одобренный ВФСБ), определяющий факт заступа. При отсутствии такового, судья, определяющий заступ, должен находиться возле дорожки таким образом, чтобы иметь возможность полного обзора фол-линии. Если автоматический детектор фола временно не работает, то организаторы соревнования должны назначить судью или маркеров для объявления факта заступа.

124 Очевидное нарушение правил
Если автоматический детектор заступа или судья, ответственный за объявление фола, не определили такового, но заступ является очевидным, то данное нарушение правил регистрируется и об этом информируют:
обоих капитанов команд или одного или нескольких игроков каждой из соревнующихся команд;
главного судью;
официального представителя организаторов соревнований.

125 Апелляция к объявлению фола
Апелляция к объявлению фола принимается только в том случае, если:
доказано, что автоматическое устройство-детектор фола неисправно;
имеется обоснованное доказательство того, что данный игрок не допустил нарушения.

126 Дополнительный шар
(это правило недействительно в настоящее время)

Дополнительный шар или гейм играется игроком в том случае, если поданный протест, включая нарушение правил, правильность сбивания кегель или "мертвый" шар, не может быть разрешен официальными организаторами турнира.

Если разногласие возникает при первой подаче игрока в любом фрейме или во время второго броска в десятом фрейме после Страйка, полученного в результате первого броска в десятом фрейме:
если разногласие возникает по факту нарушения правила игроком, то он должен закончить фрейм, а затем совершить дополнительную подачу при полной установке кеглей;
если предметом спора является неправомочность сбитых кеглей, то игрок должен закончить фрейм, а потом совершить дополнительный бросок при том количестве кеглей, которое оставалось стоять в том положении, как если бы спорная кегля не была сбита;
если разногласие касается того, необходимо ли было объявлять "мертвый" шар, то игрок заканчивает фрейм, а потом играет дополнительный завершающий гейм.

Если разногласие возникает на дополнительной попытке или на третьей подаче в десятом фрейме, никаких дополнительных шаров не предусматривается, если только не будет объявлен "мертвый" шар. В таком случае дополнительный бросок совершается при том же самом положении кеглей, которое было в тот момент, когда подавался спорный шар.

127 Шар для боулинга является личной собственностью
Шар для боулинга является личной собственностью владельца. Запрещается использование чужих шаров без разрешения владельца.

128 Изменение поверхности шара для боулинга
Запрещается изменять поверхность шара для боулинга, используя абразивные вещества или жидкости во время объявленного соревнования. Шары для боулинга, измененные таким образом, изымаются из использования в соревновании.

Дополнение к правилу 128.
Не запрещается использование разрешенного очистителя для шаров во время объявленного соревнования.

Примечание: Если очевидно, что игрок заведомо знает о том, что его действия противоречат правилам игры, то игра (игры), в которой(-ых) произошло нарушение правил, могут не засчитываться. В дополнение к этому игрок, нарушивший правила, может быть отстранен от проводящегося соревнования.

129 Запрет на порчу дорожки для разбега
Запрещено применение различных веществ на любой части подхода, которые могут воспрепятствовать нормальным условиям для других игроков. Такими запрещенными веществами являются тальковый порошок, пемза и смола на обуви, а также мягкие резиновые подошвы или каблуки, которые оставляют следы на подходе и т. д. Запрещается использовать тальк в зоне нахождения игроков.

130 Протест - ошибка в подсчете очков
Ошибки в подсчете очков должны исправляться официальным ответственным лицом соревнования сразу же после обнаружения такой ошибки. Спорные игровые ситуации разрешаются с участием Президиума ВФСБ. Протест по поводу ошибки в подсчете очков должен подаваться в течение одного часа после завершения игры или блока игр в каждый день соревнования, но в любом случае до момента вручения наград или начала следующей серии игр (в отборочных соревнованиях) в зависимости от того, что будет проходить раньше.

131 Протесты
Право на участие, Нарушения ("фол"), Общие правила игры
Протесты, в которых идет речь о праве участия или общих правилах игры должны быть представлены в письменном виде официальному ответственному лицу соревнования не позднее, чем через 24 часа после окончания игры, в которой произошло нарушение либо до момента награждения, если оно должно состояться раньше.

Если подается протест в отношении нарушения ("фола") или правомочности сбитых кеглей, то при этом в качестве свидетеля в отношении данного протеста может выступать представитель команды, подающей протест.

Если по истечении указанного срока протест не был предоставлен в письменном виде, то результаты игры или серии игр уже не могут быть изменены.

Согласно данному правилу каждое правило не распространяется на подобные нарушения или нарушения, совершенные ранее. Протесты подаются в соответствии с Правилом 313.3 и Правилом 313.4.

132 Официальный подсчет очков
При проведении соревнования требуется, чтобы подсчет очков проводился специально уполномоченными на то лицами для записи всех сыгранных в соревновании игр или с использованием соответствующего устройства для подсчета очков. Если невозможно обеспечить необходимое количество таких лиц, то можно разрешить самим игрокам вести счет своей игры самостоятельно под наблюдением организаторов соревнования.

При проведении любого санкционированного ВФСБ соревнования необходимо вести официальный протокол, в котором должны записываться результаты каждого броска, чтобы можно было контролировать счет игры по фреймам. Каждый игрок или капитан команды должен получить распечатку счета игры (карточку игрока), которую он должен подписать сразу по окончании игры, подтверждая тем самым его согласие с указанным счетом. После записи счета не допускаются какие-либо изменения, за исключением тех случаев, когда в подсчете или записи была допущена явная ошибка. Эти ошибки исправляются главным судьей соревнования сразу после их обнаружения. Руководство соревнования имеет право установить лимит времени для исправления ошибок.

Если результаты игры или фрейма были безвозвратно утеряны в процессе учета и не могут быть восстановлены, то с одобрения руководства соревнования возможно переиграть данную игру или фрейм, если это не противоречит правилам соревнования.

133 Опоздавшие игроки
Счет опоздавшего игрока или команды, ведется с того фрейма, который играется на той дорожке или паре дорожек, на которых в соответствии с регламентом им предписано играть. Если игрок или команда играют по регламенту на отдельной дорожке, то они начинают игру с наименьшего фрейма, который играется в данное время в данном запуске.